Центр политической информации «ДАТА»




ТАКТИКА ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

БЛОГ РАЗДЕЛ: СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА, ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

 

Шаги по реализации концепции.

 

1. Виды агитации за кандидата, которые нужно использовать, чтобы донести ключевые сообщения кампании о кандидате, о его отличиях от конкурентов, о его взглядах – все важные сообщения, которые Вы описали в стратегии. Вы доносите информацию, используя определенные каналы (публикации в СМИ, встречи кандидата с избирателями, слухи и т.п.).

 

2. Расшифровка каждого вида агитации (описание, количество мероприятий/экземпляров, аудитория и т.п.). Как вы будете агитировать за кандидата? Он встречается с избирателями сам? Вы проводите кампанию без участия кандидата, если он слишком занят, не пожелал участвовать или производит отталкивающее впечатление, а исправить уже ничего нельзя? Вы будете разбрасывать листовки с вертолета или распускать слухи? Можно задать множество таких вопросов.

 

Предположим, Вы написали, что кандидат будет проводить встречи с избирателями. С какими группами избирателей? Где будут проходить встречи? По какому графику? Какова прогнозируемая численность аудитории? Сколько встреч будет проведено? Это нужно четко определить и записать.

 

3. Прогнозируемый количественный охват избирателей по видам агитации (встречи с кандидатом, раздаточная полиграфия, телефонная кампания, почтовая рассылка и т.п.). Составляете соответствующую таблицу. Вы описали виды агитации. В таблице указываете количество избирателей, которое планируете охватить соответствующим мероприятием. Подсчитываете охват по разделам: встречи с кандидатом, раздаточная полиграфия, агитация в средствах массовой информации и т.п. (в зависимости от того, что предусмотрено стратегией).

 

В скобках упомянуты, в том числе, телефонные кампании и почтовая рассылка. Я к этим методам отношусь скептически. Почтовая рассылка, даже при наличии сведений из Государственного реестра избирателей – не лучший метод. Сведения хоть и достаточно полные, безусловно, качественнее списков, которые составлялись раньше от выборов к выборам, но они все равно недостаточно точные, внесение изменений запаздывает.

 

Конечно, не страшно прислать агитационное письмо человеку, который уже сменил местожительства (вы всего лишь потратите впустую несколько гривен). Но семья очень болезненно отнесется к получению писем в адрес человека, который уже умер, но еще не исключен из Государственного реестра. Это сразу вызывает отрицательное отношение к кандидату, которое сложно исправить. Что бы ни делали агитаторы и кандидат, негативное впечатление останется.

 

Кроме того, почтовая рассылка требует большого мастерства в составлении текстов. Эту сложность, конечно, можно преодолеть, но неточности в списках – это проблема, которую можно решить только путем поквартирного обхода. После такого уточнения можно отправлять письма, «подогревая» лояльность избирателей, которые продемонстрировали готовность идти на контакт.

 

Телефонная компания кажется мне и вовсе неприемлемым методом. Сейчас очень много телефонной рекламы. Человеку звонят, как правило, на личный телефон – домашний или мобильный. Идея использовать базу номеров мобильных телефонов вообще не выдерживает критики, поскольку невозможно определить, где и за каким занятием застает человека телефонный звонок.

 

У многих людей напряженный график и ненормированный рабочий день. Важное совещание может проходить и в нерабочее время. Я, например, провожу вебинары, как правило, из дома, после 20:00, поскольку это удобно участникам. Вдруг во время занятия раздается телефонный звонок, и оказывается, что кто-то решил мне рассказать о новой услуге, о товаре или о кандидате. Порадует ли это меня? В данной ситуации даже вызовет резко негативное отношение. Как это меня настроит по отношению к кандидату – совершенно ясно, объяснения излишни.

 

С городским номером телефоном та же ситуация. Человек занят дома бытовыми или даже служебными делами, отдыхает, готовит еду или просто читает. Раздается звонок стационарного телефона. Человек отрывается от важного дела или просто встает с дивана, отвечает и слышит: «Вас приветствует штаб кандидата в народные депутаты такого-то». Реакция в большинстве случаев негативная. Первый телефонный звонок способен снизить рейтинг Вашего кандидата еще до того, как избиратель что-то узнает о его личности и программе.

 

Рассылка SMS-сообщений создает абоненту меньше неудобств, но тоже является не лучшим методом агитации по следующим причинам. Часть людей не читает SMS-сообщения, и в данном случае риск «не достучаться» до избирателя вполне сопоставим с другими видами агитации.

 

Некоторые люди реагируют на SMS-сообщения мгновенно – так же, как на телефонные звонки. Это может быть обусловлено традициями (например, секретарь в оговоренных случаях не звонит руководителю, а отправляет сообщение или ребенок предпочитает не звонить матери, а отправлять SMS). Человеку, который читает SMS сразу, Вы создадите своим сообщением такие же неудобства, как и телефонный звонком на мобильный (см. выше).

 

Еще хуже, если человек не отключает звук телефона на ночь. Как известно, по техническим причинам отправка сообщений в масштабной SMS-рассылке может задерживаться. Кроме того, нельзя исключать человеческий фактор: сколько бы Вы ни говорили, какое время приемлемо для контактов с избирателем, среди подрядчиков всегда найдется «паршивая овца», действующая по принципу «В 10 вечера нормальные люди еще не спят». Сообщение от имени Вашего кандидата, полеченное среди ночи – не самый лучший подарок.

 

Телефонная кампания оправдана в единственном случае: если избиратели сами оставляли Вам номера своих телефонов. Например, Ваш кандидат уже избирался депутатом, проводил приемы граждан. Избиратели, которые обращались на прием, оставляли свои контактные данные. Если Вы знаете, каков результат рассмотрения обращения, и рассчитываете на лояльность избирателя, ему можно позвонить.

 

Я не рекомендую Вам проводить «холодный обзвон»: «Здравствуйте! Я представляю кандидата такого-то. Не хотели ли бы вы за него проголосовать?». Как бы Вы ни составили скрипт, как бы ни подготовили своего сотрудника, в большинстве случаев реакция будет негативной.

 

Кстати, если захотите «подставить» своего конкурента, снизить его популярность, можете провести от его имени телефонную кампанию, при этом выбирайте явно неподходящее время для звонка. В некоторых пособиях рекомендуют звонить поздно ночью. Не поступайте так, поскольку сразу станет ясно, что это провокация. Только идиот будет агитировать за своего кандидата в 2 часа ночи и при этом надеяться на успех.

 

Можете позвонить в 8 утра в воскресенье, когда человек, возможно, еще спит, принимает душ, готовит себе еду или завтракает. Представьтесь от имени конкурента и агитируйте за него. При этом составьте нормальный скрип звонка, чтобы человек не понял, что это «подстава».

 

4. Виды деятельности по предотвращению недружественных действий против кандидата. Недружественные действия – это как прямые фальсификации, так и «черный пиар» со стороны ваших конкурентов, их явно негативные высказывания в адрес кандидата. Это могут быть завуалированные действия штабов, когда непонятно, кто проводит кампанию «черного пиара». Например, в почтовые ящики положили листовки без указания автора, которые очерняют вашего кандидата. Кандидату может также навредить добросовестное заблуждение членов избирательной комиссии, которые что-то делаю неправильно, но без умысла, а по незнанию.

 

Все это должны учитывать Ваш антикризисный менеджер и координатор официальных наблюдателей. В этом разделе должны найти отражение все мероприятия, исходя из особенностей округа, из рейтинга избирательных участков, из характеристик ваших конкурентов или одного основного конкурента.

 

5. Обязательные мероприятия в соответствии с законом. Ключевые мероприятия обязательно учитываются в тактике, потому что, во-первых, они должны быть проведены обязательно, во-вторых, Вы на них опираетесь, когда «привязываете» мероприятия, предусмотренные стратегией. Например, Ваш кандидат не имеет права начать агитировать раньше, чем позволяет закон, раньше, чем он получил соответствующие регистрационные документы. При составлении плана это нужно учитывать. Таких точек много, и все их следует проработать.

 

6. Необходимый штат персонала:

 

перечень и количество штатных единиц;

Какие специалисты нужны для того, чтобы реализовать стратегию, провести те мероприятия, которые я перечислила в пунктах 1, 2, 4. Если Вы все же планируете телефонную кампанию, нужен руководитель телефонных акций. Если не планируете – Вам не нужен ни руководитель этой кампании, не операторы, которые будут делать звонки. Если вы занимаетесь почтовой рассылкой, значит, нужны координатор и соответствующий технический персонал.

 

Некоторые привлекают к работе психолога. Квалифицированный психолог поможет и в работе с кандидатом, и в оценке настроений избирателей (в нашей практике этими двумя направлениями занимаются разные специалисты). Если считаете, что ни на старте, ни в ходе кампании Вам не понадобятся консультации психолога, не включайте его в перечень персонала.

 

Таким образом, штат формируется в результате проработки плана мероприятий, которые Вы наметили.

 

задачи персонала (по группам).

 

Это еще не должностные инструкции, а общее описание целей, которых должен достичь персонал каждой группы, и задач, которые он решает. Например, организатор массовых мероприятий должен обеспечить проведение мероприятий (виды, количество) в таких-то населенных пунктах, коллективах с численностью работающих такой-то и т.п.

 

Например, координатор агитаторов, кроме того, что он должен при помощи подчиненного ему персонала повысить узнаваемость кандидата, добиться, чтобы избиратели пришли на участки и проголосовали за вашего кандидата, должен еще обеспечить проверку адресов. Иными словами, проверить данные Госреестра (проживает ли избиратель по указанному адресу) или собрать информацию о том, какие избиратели проживают по соответствующим адресам (при отсутствии данных реестра).

 

Все эти цели и функции нужно определить с самого начала. Если вы тому же координатору агитаторов сразу не поручите эти задачи, его ожидает большой и неприятный сюрприз. Вы не учтете в инструкции координатора агитаторов, например, обязанности по проверке избирательных адресов, и он начнет работать, не предусмотрев еще одну форму, в которую его персонал собирает такие сведения, а он сам контролирует сбор этих сведений.

 

 7. Финансовый план кампании. В исходных материалах и в аналитическом документе содержатся сведения о ресурсах. Наша компания использует форму финансового плана  и форму для оценки ресурсов кандидата или партии (электронная таблица с формулами). Заполняя эти формы, Вы составляете финансовый план.

 

Еще раз подчеркну, что финансовый план включает только денежные средства. Для чего Вы используете сведения о других ресурсах? Чтобы понять, на что не придется тратить деньги. Например, если окружение кандидата предоставило достаточное количество автомобилей с водителями, Вам не нужно планировать расходы на транспортные услуги.

 

8. Расстановка мероприятий в графике кампании. Вы расставляете ключевые блоки мероприятий и прослеживаете логику развития кампании. Пока эти мероприятия содержатся только в перечне по видам, по количеству избирателей, которых планируется охватить, Вы не увидите, в какой логике и последовательности они будут идти на протяжении кампании, какие мероприятия будут проходить параллельно.

 

Например, одновременное распространение раздаточной агитации и проведение встреч на одной территории может быть оправданным. Если в Вашем случае это не так, мероприятия нужно развести во времени. После того, как сделаны все отметки «на ленте времени», приступайте к составлению плана-графика кампании.

 

Александра Христофорова

директор "ДАТА-КОНСАЛТ"

 

перейти к содержанию блога

 

скачать книгу "Анатомия предвыборной кампании" (бесплатно)


<<назад

Сайт работает на BCMS при поддержке https://studiobrand.net