суспільно- політичні проекти
прикладні наукові освітні
|
|
СОПУТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ | |||
Комплекс документов, подготовка и представление которых не предусмотрено законом, но вызвано необходимостью эффективного администрирования предвыборной кампании. Еще раз подчеркну, что это не менее важные документы, от которых в значительной степени зависит если не успех кампании, то ее правильное течение. Результат предвыборной кампании зависит от многих факторов, и этот – одна из составляющих успеха.
К сопутствующей документации предвыборной кампании я отношу исключительно документы, которые касаются организационного обеспечения предвыборной кампании (графики, анкеты, договоры, технологические карты и т.п.). Агитационные материалы, тексты выступлений не являются документами в традиционном понимании. Им будет посвящен отдельный раздел.
Перечень сопутствующей документации • Электоральная характеристика округа и его отдельных территорий («паспорт» округа). Мы готовим 2 документа – характеристику («паспорт» округа) и анализ округа. Они связаны друг с другом, но мы не сводим их в один документ, объединяющий справочную информацию и выводы. Нам неудобно работать с таким материалом. Мы собираем информацию, анализируем ее. Электоральную характеристику в качестве справочника используют многие ключевые специалисты штаба. Не стану здесь подробно описывать его содержание и структуру. Скажу лишь, что это именно справочный материал.
• Анализ округа: выводы, которые являются основой стратегии и тактики кампании, а также рейтинг участков. Выводы, которые важны для разработки стратегии, для определения тактики, для контроля за ходом избирательного процесса имеют объем не более 5 страниц. Выводы мы излагаем в форме тезисов. Это материал, который определяет концепцию кампании. Мы оформляем его отдельно не только потому, что им удобнее пользоваться в таком виде, но и потому, что с точки зрения информационной безопасности именно этот материал следует защитить как можно лучше.
Если ваши конкуренты получат доступ к справочнику, вы сэкономите им время, которое они потратили бы на сбор информации. А вот «подарив» конкурентам свои выводы, а также стратегию и тактику в придачу, Вы рискуете проиграть выборы на старте. Доступ к анализу округа следует ограничить: его черновики не валяются в помещении штаба, текст не выложен на Google Диск для загрузки всеми желающими.
• Стратегия и тактика кампании. Думаю, Вы прекрасно понимаете, что это за документы. В следующих разделах я подробно остановлюсь на их содержании.
• План-график кампании (общий). Это общий план кампании, который составляете Вы (менеджер кампании) в удобной для Вас форме (файл в текстовом редакторе или в редакторе электронных таблиц, органайзер, ежедневник и т.п.).
• Планы работы по направлениям (для каждого ключевого специалиста). Каждый ключевой специалист (юрист, казначей, руководитель массовых акций, координатор наблюдателей и др.) составляет свой план на основе общего плана-графика. Из общего плана они берут ключевые мероприятия, которые касаются их направления, и записывают подробно, пошагово все дополнительные мероприятия по такой схеме: митинг проводится 26 июня, проверка готовности – 23 июня, изготовление агитационной полиграфии – до 20 июня, обсуждение сценария и макетов полиграфии – 15 июня, разработка макетов полиграфии начинается 5 июня, составление сценария начинается – 1 июня.
• Финансовый план кампании (бюджет) включает статьи доходов и статьи расходов. Источники доходов Вы определяете вместе с кандидатом. Обязательно следите за тем, чтобы не привлекались средства из источников, запрещенных законом, чтобы не было превышения разрешенных сумм. О «белом», «сером» и «черном» финансовых планах речь пойдет в разделе, посвященном этой теме. Здесь я отмечаю лишь, что такой план обязательно должен быть.
• Форма накопления данных для составления финансового отчета. Это одна из электронных таблиц, которую мы используем в работе. Лучше в процессе работы (накопления и расходования средств) фиксировать в таблице все эти цифры, чем искать их после завершения кампании. У персонала разный уровень подготовки и дисциплины. Например, сотрудник взял документ в банке, положил в сумку, там он и лежит; банковскую выписку взять забыли или сотрудник банка положил выписку в чужую папку, а никто ее не хватился.
Обяжите руководителя избирательного фонда сразу вносить данные в бланк отчета. Он представляет собой электронную таблицу MS Excel. Программа сама подсчитывает необходимые показатели. Таблица для подсчета не обязательно повторяет форму, утвержденную нормативным актом ЦИК, но в ней должны подсчитываться все показатели, которые затем нужно будет внести в эту форму отчета.
• Бланк интервью с кандидатом (ключевыми кандидатами) и бланк анкеты партии. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны, найти совпадения в предпочтениях большинства избирателей округа и характеристиках кандидата (партии), мы заполняем такие анкеты. С кандидатом проводим глубинное интервью и записываем его на диктофон. Ответы вносим в этот бланк. С заполненным бланком удобно работать. Вопросы касаются биографии, детских впечатлений, взглядов – всего, что может вызвать интерес в ходе предвыборной кампании и быть полезным для агитационных материалов и текстов выступлений.
Все необходимые сведения мы собираем сразу вместо того, чтобы задавать кандидату мелкие вопросы всякий раз, как они возникают. Если кандидат готовится к встрече с работниками образования, и спичрайтер считает, что выступление можно оживить детскими воспоминаниями, мы не тревожим кандидата в тот момент, когда эти сведения понадобились. У нас, как правило, они уже есть. Если правильно составлен бланк интервью, то в нем можно найти 85% всей информации о кандидате, полезной для проведения кампании. Остальные 15% сведений, как правило, используются в контрпропаганде. Не всегда удается предположить, какие именно факты понадобится для этой цели.
Для кампании в многомандатном округе Вы выделяете первую «пятерку» списка, дополнительно – кандидатов, которые во время кампании будут спикерами партии, и проводите интервью с каждым из этих кандидатов.
Бланк анкеты партии используется с той же целью. В него Вы вносите характеристики партии на основе официальных документов (устав, программа, перечень местных организаций, результаты голосования на предыдущих выборах и т.п.). Вопросы, которые остаются без ответа, Вы задаете лидеру партии, основателю партии – выбираете людей, которые могут дать Вам ответы на эти вопросы. Кроме формальных данных, старайтесь отыскивать интересные факты, отличающие партию от конкурентов.
• Форма для анализа слабых и сильных сторон кандидата (партии). Мы с коллегами делаем эту форму в программе MS Excel. Описательные характеристики формализуем, определяем вес и значение каждого из них. Программа сама подсчитывает рейтинг кандидата с точки зрения его преимуществ как спикера, выигрышности его биографии и т.п. Более подробно я расскажу Вам о принципах составления этой таблицы в соответствующем разделе.
Я не утверждаю, что так можно формализовать все сведения и программно получить вывод, но этот инструмент служит для экономии времени и для оценки большой совокупности параметров. Если нужно будет составить общее представление и сделать вывод из описания, вы сделаете это без вспомогательных инструментов. Анализируя более ста параметров (вес, рост, голос, манеры, наличие акцента, дикция и проч.), сотрудник, руководствуясь инструкцией, вносит данные в таблицу, формализует их. В результате Вы получите предварительный вывод как основу для дальнейшей работы.
• Материалы для подготовки кандидата (ключевых спикеров партии). Имеется в виду развитие навыков публичного выступления, если уровень подготовки необходимо повысить. Одни кандидаты испытывают дискомфорт перед микрофоном, другие – перед большой аудиторией незнакомых людей. Например, со своими подчиненными, с наемными работниками на совещании они общаются свободно и легко (правильно строят предложения, выбирают точные слова, используют весь свой словарный запас), а перед большим залом избирателей, даже настроенных нейтрально, эти люди теряются. Для того чтобы решить эту проблему, мы разрабатываем такие материалы.
Конечно, не всегда есть достаточно времени на подготовку. К сожалению, многие кандидаты – и те, кто баллотируется путем самовыдвижения, и те, кого выдвигает партия – принимают решение ближе к официальному началу предвыборной кампании. Они обращаются к консультантам тогда, когда времени на серьезную подготовку остается недостаточно. Время есть не всегда. При этом основные, самые эффективные упражнения лучше иметь под рукой и использовать.
• Пресс-папка кандидата (партии) включает те сведения, которые Вы намерены распространять в ходе кампании. Этой папкой должен пользоваться весь Ваш персонал, который, так или иначе, контактирует с избирателями и СМИ. Зачастую бывает, что Вы определили для обнародования определенный комплекс сведений о кандидате (партии), а Ваш копирайтер нашел в рабочих материалах факты, которые ему показались интересными, включил их в агитационный текст. Его непосредственный руководитель прочитал этот текст «по диагонали», одобрил, материал пошел в печать. В результате Вы вынуждены объяснять, что эти сведения не совсем соответствуют действительности, Вы не это имели в виду, а автор текста допустил ошибку.
Для того чтобы этого избежать, мы делаем официальную пресс-папку кандидата (партии). Если мы вносим коррективы в ходе предвыборной кампании на уровне стратегии, и нам нужно сообщить дополнительную информацию, которую мы берем из глубинного интервью, это делают аналитик и менеджер кампании, а не второстепенный персонал. Даже пресс-секретарь не имеет права по своему усмотрению обнародовать дополнительную информацию к той, которая содержится в пресс-папке.
Пресс-папка – полезный инструмент. Если журналисты попросят сведения о кандидате (партии), у Вас на этот случай будет под рукой качественный материал. Тот же материал в виде небольшой брошюры мы выдаем агитаторам, чтобы они использовали эти сведения, отвечая на вопросы избирателей. Им следует не зачитывать избирателям отрывки из брошюры, а предварительно изучить информационные материалы и на их основе самостоятельно формулировать ответы.
Не имея таких вспомогательных материалов, агитаторы постоянно обращаются за информацией к своему координатору и к другим ключевым сотрудникам штаба. Это не только отвлекает персонал, но и создает риск распространения неточных или нежелательных сведений.
Пресс-папка содержит ответы на основные вопросы. Я не рекомендую выходить за пределы этих материалов. Если избиратель во время визита агитатора задает какой-то вопрос, на который тот не может ответить, агитатор обещает уточнить и дать ответ позже. Выдумки и предположения, по моему мнению, в этом случае хуже, чем отложенный ответ.
• Инструкции для ключевых специалистов: - доверенные (уполномоченные) лица; - распорядитель избирательного фонда; - юрист кампании; - руководитель службы безопасности и «разведки»; - руководитель PR-службы, пресс-секретарь; - координатор агитаторов; - руководитель массовых акций (митинги, концерты и т.п.); - руководитель гуманитарных акций (благотворительные, спортивные и т.п.); - координатор мероприятий с участием кандидата (кандидатов); - ответственный за агитационную полиграфию; - ответственный за специальные акции; - координатор работы членов избирательных комиссий; - координатор наблюдателей; - менеджеры (руководители штабов) низшего уровня; - руководитель дня выборов; - другой персонал, необходимый для реализации стратегии.
Под инструкцией я понимаю перечень ключевых обязанностей, который напоминает должностную инструкцию с той разницей, что последняя содержит множество сопутствующих формальных положений (ответственность сотрудника и т.п.). В инструкции для персонала предвыборной кампании мы приводим только список обязанностей: сделать то-то, то-то, в этом случае действовать так, в том случае действовать так.
При проведении избирательной кампании мы готовим для ключевых специалистов инструкции, для массового персонала – технологические карты. Инструкция предполагает определенную свободу действий и инициативу. Технологическая карта – это пошаговое руководство. В соответствующих разделах я подробно расскажу о каждом из этих видов документов, чтобы Вы понимали, какие документы мы используем при проведении предвыборной кампании.
• Бланк анкеты персонала. Это бланк, который заполняет человек, претендующий на какую-либо должность. Как правило, это касается и ключевого, и рядового персонала. Для чего нужна эта анкета? Для накопления сведений, упрощения работы и экономии времени. В заполненной анкете Вы увидите, кем работает претендент, какое у него образование, какой он имеет опыт. Соответственно, Вы можете использовать этого человека более эффективно. Кроме того, у Вас под рукой будут все контактные данные. Это экономит время. Очевидно, что время предвыборной кампании очень дорого стоит.
• Форма для определения потребности в персонале: - агитаторы; - наблюдатели; - промоутеры; - члены избирательных комиссий; - вспомогательный персонал (водители, курьеры и т.п.).
В рамках анализа округа мы составляем так называемый рейтинг участков или рейтинг территорий. Если участки уже сформированы (границы участков, как правило, существенно не меняются от выборов к выборам), мы анализируем участки. В противном случае за единицу анализа принимаем небольшие территории, например, сельсоветы, поселки городского типа, микрорайоны в большом городе.
Мы составляем рейтинг по двум направлениям: 1) по вероятности нарушений, 2) по значимости для нашего кандидата (партии). Так, если ранее на участке два раза и более возникали проблемы (голосование признано недействительным, составлен уточненный протокол, имел место пересчет бюллетеней окружной комиссией), значительна вероятность повторных нарушений на этом участке. Как правило, председатели и основные члены участковых избирательных комиссий меняются не так часто. Эти люди способны совершить преднамеренные нарушения или технические ошибки. Значит, данный участок (территория) заслуживает особого внимания.
С точки зрения значимости для кандидата (партии) мы ранжируем участки (территории) по предпочтениям избирателей на основе итогов предыдущих выборов, результатов опросов и т.п. Если этот участок или территория для нас перспективны, там следует активно работать, чтобы не потерять голоса, и с точки зрения проведения агитационной кампании, и с точки зрения наблюдения (чтобы голоса не «украли»).
На основе этого рейтинга мы определяем также потребность в персонале для отдельных территорий: количество членов избирательных комиссий, наблюдателей, агитаторов (какие участки следует непременно обеспечить персоналом). Как известно, привлечь достаточное количество толковых сотрудников непросто, особенно для ответственной работы (члены избирательных комиссий, официальные наблюдатели и т.п.). Дефицит диктует необходимость использовать людские ресурсы очень «прицельно».
• «Заготовки» интерактивных карт для отображения наличия персонала и расстановки персонала. Интерактивные карты можно использовать, например, при распределении персонала. Набирая персонал, мы отмечаем на карте количество специалистов в населенных пунктах округа. Это позволяет принять решение об их перемещении по территории. Если округ включает сельские районы, то можно перераспределить персонал между близко расположенными населенными пунктами. Имея перед собой карту, это удается сделать быстрее, чем на основе перечня.
Конечно, если Вы работаете в городском округе, в одном из районов города, возможностей для перемещения персонала гораздо больше, и для его распределения Вам не понадобится интерактивная карта. Для работы в округах с большой территорией она полезна. На республиканском уровне карту стоит использовать для распределения ключевого персонала, а на уровне округов – всего персонала.
• Форма для распределения персонала и учета рабочего времени. Мы используем эти формы для того чтобы понимать, какое задание человек получил, на какое время, чтобы не возникало накладок. Об этой форме я расскажу более подробно в разделе, посвященном работе с персоналом.
• Технологические карты персонала среднего звена: - агитаторов; - членов избирательных комиссий; - наблюдателей.
Как я уже упомянула, технологическая карта – это пошаговая инструкция, от которой отклоняться нельзя. Пример пункта технологической карты: «При проведении агитации обход многоквартирного дома начинайте с верхнего этажа и постепенно спускайтесь вниз. Перед тем как позвонить в квартиру, прислушайтесь, не доносятся ли из-за двери звуки скандала, не плачет ли ребенок и т.п. Если Вы слышите такие звуки, отложите визит на другой день».
Это может показаться очевидным и даже смешным, но Вы набираете людей, которые каждый день не работают агитаторами в политической кампании, поэтому такой подход оправдан. В отношении членов избирательных комиссий он необходим, поскольку для вдумчивого изучения положений закона у них нет ни времени, ни мотивации. Даже если это преданные сторонники кандидата, и они пообещали работать добросовестно, до тщательного изучения закона дело все равно не доходит.
Мы разрабатываем для них технологические карты по ключевым видам работы – прием и обработка бюллетеней, голосование в помещении для голосования, голосование по месту пребывания избирателя, подсчет голосов, составление итоговых протоколов и других документов.
Технологическая карта повторяет положения закона в соответствующей последовательности. Если в законе указано время выполнения действия, в технологической карте оно тоже указывается: «не позднее 10:00», «в 7:45» и т.п. Обязательно вносятся контрольные точки: «Проверьте, соблюдаете ли вы процедуру выдачи бюллетеня, а именно: ставите подпись на контрольном талоне, отделяете контрольный талон …».
Моя практика показала, что этот инструмент дает члену комиссии возможность правильно выполнять все действия. Это позволяет избежать ошибок и «технического брака», например, признания бюллетеня недействительным из-за невнимательности члена комиссии.
• Материалы для проведения тренингов с персоналом среднего звена необходимы в том случае, если для этого есть время. Мы организуем тренинги для агитаторов. Их, во-первых, следует научить бесконфликтному общению, во-вторых, нужно понять, умеют ли агитаторы общаться, рассказать о кандидате (партии), установить контакт с избирателями, которые настроены лояльно, нейтрально или агрессивно. Выполнение упражнений на тренингах позволяет понять, как человек общается. Кроме того, с помощью упражнений можно улучшить навыки, исправить ошибки, дать рекомендации. Если выполнение упражнений покажет, что агитатор неопытен и не обучаем, лучше не выпускать его «в поле».
• Формы для фиксации агитаторами информации об избирателях во время обхода территорий – это бланки, в которых агитаторы фиксируют, какой избиратель проживает по адресу. Если партия получила списки избирателей из Госреестра, они проверяют эти данные, в противном случае – записывают, кто проживает, зарегистрирован ли он по данному адресу, будет ли он голосовать, соответственно, стоит ли его посещать в дальнейшем. Кроме того, агитатор выясняет и отмечает, как избиратель относится к кандидату.
• Форма для обобщения информации об избирателях. Данные, собранные агитаторами, вносятся в общую форму по округу, по отдельным территориям. С этим материалом гораздо легче работать, чем с отдельными записями. Их делают агитаторы, сдают данные в штаб, сотрудник штаба вносит данные в форму.
• Лист наблюдения – инструментарий для официальных наблюдателей. Это тоже технологическая карта, составленная в форме контрольных вопросов и ячеек для ответа. Пример: «Отделяет ли член комиссии контрольный талон от бюллетеня перед тем, как выдать его избирателю. Да. Нет». Наблюдатель фиксирует в форме то, что происходит на участке. По этому листу наблюдения легче выявлять нарушения и ему, и менеджеру кампании.
• Бланки жалоб, актов о нарушении и т.п. Это бланки документов, которые готовит юрист. Если возникнет необходимость подать жалобу или составить акт, наблюдателю достаточно внести данные в готовую форму. Каждый наблюдатель должен иметь достаточное количество таких бланков.
• Форма для параллельного подсчета голосов в штабе (совокупность файлов). Я считаю этот инструмент одним из основных. Он позволяет фиксировать нарушения и не дает возможности «отнять» голоса у вашего кандидата (партии). Я подробно расскажу о разработке и заполнении этой формы в разделах, посвященных наблюдению за ходом выборов. Мы использовали ее неоднократно.
Практика показывает, что если персоналом кандидата (партии) обеспечены все участки (часть – членами комиссий, часть – официальными наблюдателями) или Вы нашли возможность получить заверенные копии протоколов участковых комиссий иным способом (например, от наблюдателей, представляющих общественные организации), нарушения можно доказать. Во всяком случае, Вы получаете серьезный аргумент в разговоре с руководителями избирательных комиссий и представителями конкурентов.
Ваш наблюдатель в окружной (территориальной) избирательной комиссии с помощью средств связи получает все данные по участкам, сравнивает их с данными протоколов участковых комиссий, доставленных в окружную комиссию. Форма подсчитывает все данные по округу и выгружает их в бланк протокола окружной (территориальной) комиссии.
Это очень удобно еще и потому, что к моменту сдачи протоколов наблюдатель уже устает, он не может внимательно следить за подсчетом и делать подсчеты самостоятельно. В штабе полную обработку данных осуществляют люди, которые сменяют друг друга. Они отправляют обновленную форму наблюдателю, которому остается сравнить данные таблицы с данными протоколов и результатами текущих подсчетов комиссии. Это облегчает работу и позволяет выявлять нарушения.
Дополнительные рекомендации относительно подготовки сопутствующей документации Вы найдете в Приложении 2.
<<назад |
|||
Сайт работает на BCMS при поддержке https://studiobrand.net |