|
мажоритарная система
|
пропорциональная система
|
выдвижение от партии
|
самовыдвижение
|
менеджер в округе
|
менеджер в отдельной АТЕ[1]
|
стратегия и тактика кампании
|
Концепция разрабатывается на общенациональном уровне. Лозунги, основные тезисы, дизайн агитационной полиграфии и т.п. будут одинаковыми на всей территории страны. Для округа может быть отдельно разработана концепция агитационной кампании (виды мероприятий, текстовое наполнение раздаточной полиграфии, медиа-план и т.п.).
|
Определяется менеджером совместно с консультантом кампании (при наличии) и штабом, исходя из особенностей округа и характеристик кандидата. Преимуществом является возможность оперативно корректировать тактику в ходе кампании.
|
Полностью разрабатывается на общенациональном уровне. Вы должны изучить доведенную до Вас концепцию и к началу кампании выяснить у разработчиков непонятные Вам аспекты.
|
Полностью разрабатывается на общенациональном уровне. Вы должны изучить концепцию и к началу кампании выяснить непонятные вам аспекты. Разъяснения по этому поводу, скорее всего, будет давать ваш непосредственный руководитель. Соответственно, они в значительной мере будут отображать его субъективное восприятие стратегии.
|
учет особенностей электората
|
За основу кампании обычно берется концепция, разработанная партией на национальном уровне. Четких методик относительно «привязки» этой концепции к местности партия окружным менеджерам, как правило, не предоставляет. Решение относительно целесообразности и методов этой работы, как правило, принимается руководством местной организации партии. Если решение будет положительным, Вы создадите основу для более успешной кампании. Если решение будет отрицательным – станете применять инструментарий, рассчитанный на «среднего» избирателя.
|
Как правило, стратегия и план кампании составляются именно исходя из особенностей избирателей округа. Менеджер самостоятельно (если он одновременно выполняет функции консультанта) или совместно с консультантом кампании имеет возможность учесть в стратегии все значимые характеристики избирателей (возраст, социальный статус и т.п.). Это сделать тем легче, чем меньше численность избирателей в округе.
|
Концепция, разработанная на общенациональном уровне, как правило, рассчитана на «среднего» избирателя или «средних» представителей отдельных сегментов (например, сельское и городское население). Некоторые партии анализируют округа до начала работы над стратегией. Соответственно, в конечном продукте эти особенности отражаются (более или менее удачно). В лучшем случае региональный штаб может принять решение создать дополнительный агитационный материал, ориентированный на избирателей данного региона или даже отдельных населенных пунктов.
|
Как правило, работу по адаптации стратегии менеджеру приходится выполнять самостоятельно. Вам нужно будет адаптировать предоставленный план и концепцию кампании с учетом характеристик избирателей конкретной АТЕ (насколько это возможно). В частности, следует определить, на каких территориях сосредоточено большинство активных избирателей и потенциальных сторонников партии, чтобы при недостатке времени и ресурсов сосредоточить их именно на этих территориях.
|
Клиент
|
Фактическим заказчиком услуг менеджера выступает партия (на местных выборах – ее местная организация). До проведения переговоров с представителем партии используйте надежные источники информации, чтобы узнать о полномочии этого лица. Иначе вы рискуете, например, возглавить параллельную кампанию, и легитимное руководство партийной организации будет конфликтовать с Вами и/или втянет Вас в судебный процесс. В лучшем случае во время проведения кампании Вам придется конкурировать за полномочия.
|
Физическое лицо – кандидат. Даже если кандидат очень занятой и уважительный человек, убедите его в необходимости лично обсудить с вами Ваши полномочия и основные задачи, высказать дополнительные пожелания. Обсуждая эту тему через делегированных кандидатом посредников, Вы рискуете остаться без оплаты. Велика также вероятность того, что «в пересказе» Вы не узнаете о некоторых делегированных вам полномочиях и из-за этого провалите кампанию.
|
Менеджеров округа, как правило, нанимает партия в лице аппарата республиканской организации. Порядок проведения переговоров с претендентами на должность менеджера у каждой партии свой. Но еще раз повторяю: прежде чем что-то обсуждать с представителем аппарата партии, убедитесь, что он получил соответствующие полномочия от руководства.
|
На соответствующие должности менеджеров нанимает местная организация партии (как правило, областная) или окружной избирательный штаб. В отдельных партиях менеджеров данного уровня нанимает аппарат республиканской организации.
|
статус менеджера
|
Наемный работник с ограниченными полномочиями. Самостоятельно принимает решение лишь по организационным вопросам (распределение работы между персоналом, проведение переговоров с контрагентами и т.п.). Решение по принципиальным вопросам (стратегия и тактика, содержание агитации и т.п.) будет принимать партия, местная ячейка может корректировать их с учетом электоральных особенностей округа.
|
Наемный работник с широкими полномочиями. Мнение менеджера по всем вопросам проведения кампании имеет большое значение. Сторона кандидата самостоятельно контролирует в основном сферу материально-технического обеспечения.
|
Наемный работник, который совершенно несамостоятелен в принятии принципиальных решений. Самостоятельно принимает исключительно организационные решения (распределение работы между персоналом и т.п.). Решения по всем остальным вопросам будет принимать партия. Как правило, центральный аппарат партии не только определяет стратегию, но и заказывает изготовление агитационных материалов.
|
Наемный работник, который является только промежуточным руководителем. Его главная функция – подбирать персонал, распределять доведенные сверху задачи и контролировать их выполнение.
|
Подчинение
|
Как правило, менеджер подчиняется руководителю штаба (или ячейки) партии соответствующего уровня. Так, если Вы возглавите кампанию по выборам в городской совет, это будет глава регионального штаба или руководитель городской организации партии. При отсутствии партийной ячейки в этом городе менеджер будет подчинен главе ячейки или штаба высшего уровня (например, областной организации).
|
Как правило, менеджер подчиняется непосредственно кандидату или его ближайшему соратнику.
|
Как правило, менеджер подчиняется главе региональной организации партии или руководителю регионального избирательного штаба, если таковой создан.
|
Менеджер может быть подчинен как окружному менеджеру, так и (при отсутствии окружного менеджера) непосредственно руководству областной организации партии (областного штаба).
|
взаимодействие с консультантами
|
Если для работы в Вашем одномандатном округе (или нескольких округах региона) будет нанят консультант, он проведет с Вами, по крайней мере, одну встречу и осветит принципиальные аспекты кампании. Но часто партии ограничиваются приглашением группы консультантов (как правило, штатных консультантов партии), которые предлагают общие разработки национального масштаба. Эти консультанты не будут проводить встречи с менеджером. Интерпретацию их разработок предоставит Вам лицо (или структура), которому Вы подчинены как менеджер кампании.
|
Обычно менеджер одновременно является и консультантом, то есть не только реализует определенные стратегические программы, но и сам их разрабатывает, а также согласовывает с кандидатом. Если же кандидат нанимает еще и консультанта, менеджер постоянно сотрудничает с ним, вырабатывая решение по текущим вопросам, корректируя план кампании и т.п.
|
Для работы в многомандатных округах партии нередко приглашают отдельного консультанта (чаще всего этот консультант работает одновременно в нескольких округах региона). Обычно такие консультанты взаимодействуют непосредственно с окружными менеджерами. При отсутствии окружных консультантов менеджерам в округах предлагают обращаться к консультантам республиканского штаба, которые, к сожалению, не всегда хорошо знакомы со спецификой конкретного округа.
|
Все разработки и требования консультантов менеджеру доведут через его непосредственных руководителей. Интерпретацию концепций менеджеру также предоставляют они. Встречи с консультантами менеджеру, как правило, не устраивают.
|
численность и профессиональный уровень членов штаба
|
Формально численность штаба будет достаточной. В штаб будет зачислены руководители и активные члены местной ячейки партии. Уровень их подготовки, как правило, средний. Они имеют определенный опыт партийной работы, реже – опыт работы на выборах. При этом существует значительная вероятность того, что все оплачиваемые должности будут заняты не очень профессиональными лицами, которые имеют особые отношения с руководством соответствующих ячеек партии. Волонтеры, которые работают без оплаты, не подходят для выполнения сложных задач. Мотивация большинства членов штаба низкая. Высока лишь мотивация кандидата и его ближайших сторонников, которые в случае победы рассчитывают на определенные бенефиты.
|
Кандидат делегирует из своего окружения в состав штаба необходимое количество любителей. Опыта работы в кампании эти люди могут вообще не иметь. При этом они обычно связаны с кандидатом деловыми или личными отношениями. Благодаря этому работают более-менее добросовестно. Мотивация подавляющего большинства членов штаба высокая. Найм технических работников (промоутеров, дизайнеров полиграфии и т.п.) кандидат может поручить менеджеру.
|
Штаб будет неоправданно большой по численности. Структуру определяют отношения в партии в целом и в региональной организации в частности. Чем сложнее эти отношения (например, есть несколько лидеров), тем менее рациональной и управляемой будет структура штаба. Профессиональный уровень части персонала может быть достаточным. На оплачиваемые должности назначают, как правило, не опытных, а преданных лидерам людей. Мотивация большинства членов штаба средняя. Высока лишь мотивация кандидатов и их ближайших сторонников, которые в случае победы рассчитывают на определенные бенефиты.
|
Численность штаба (даже формальная), как правило, недостаточна. Уровень подготовки довольно низкий. Много технической работы менеджеру придется выполнять самостоятельно (проводить агитацию, вести встречи с избирателями и т.п.). Мотивация членов штаба очень низкая, даже оплата работы в кампании ее существенно не повышает.
|
объем работы
|
Зависит от масштабов округа. Объем работы менеджера прогнозируем, определяется планом кампании. К этому времени нужно прибавить определенное количество часов (в зависимости от организационной культуры партии): чем больше неорганизованность, тем чаще менеджеру придется работать сверхурочно.
|
Зависит от масштабов округа. Объем работы менеджера прогнозируем, и определяется планом кампании. Как правило, менеджер распределяет время самостоятельно. Продолжительность работы в последний месяц кампании может составлять 12 часов в сутки без выходных.
|
К началу кампании может быть не определен. Обычной практикой в этом формате является перекладывание на менеджера дополнительной работы, которая до начала кампании не обсуждалась.
|
К началу кампании может быть определен лишь приблизительно. На менеджера в ходе кампании могут быть возложены дополнительные функции. Планы штаба высшего уровня могут дополняться и доводиться менеджеру в последний момент. Из-за этого объем работы менеджера будет увеличиваться.
|
график работы
|
Менеджер составляет самостоятельно и согласовывает его с главой соответствующей организации партии и кандидатом.
|
Менеджер определяет самостоятельно по согласованию с ключевыми специалистами и кандидатом.
|
Определяется коллегиально окружным штабом и/или региональной организацией партии при участии менеджера кампании.
|
Составляется менеджером кампании. До утверждения несколько раз подвергается исправлениям и согласованиям (в штабах и других структурах партии).
|