Центр политической информации «ДАТА»




СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА В КАМПАНИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ

Сравнение особенностей работы менеджера в кампании каждого типа представлено в таблице 2.1. Оно основывается на опыте работы специалистов «ДАТА-КОНСАЛТ» в кампаниях соответствующего типа в качестве приглашенных и «внутренних» менеджеров.

 

Сделаю несколько замечаний относительно понятий, использованных в таблице.

 

Утверждения относительно выдвижения от партии по мажоритарной системе справедливы для случаев, когда партия выдвигает кандидатов в нескольких округах (на местных выборах – также на разные должности). При таких условиях на республиканском уровне действует определенный координационный центр предвыборной кампании (штаб).

 

Если от партии выдвигаются 1-2 кандидата, которые самостоятельно финансируют предвыборную кампанию, со стороны партии регламентируются только общие положения (использование партийной символики, отсутствие противоречий между программой партии и риторикой кандидата и т.п.). Что касается остальных аспектов, кампания проходит так же, как и в случае самовыдвижения кандидата, поэтому для такой кампании актуальны комментарии из раздела «самовыдвижение».

 

Самовыдвижением в рамках данного анализа будем считать баллотирование кандидата по его собственному решению. Финансирование кампании такого кандидата осуществляется за счет собственных средств или средств его окружения (не за счет политической партии и/или ее финансирующего центра).

 

Нередко кандидаты от партий (их местных организаций) по тактическим причинам регистрируются как самовыдвиженцы, но их предвыборные кампании координируют и финансируют из одного центра. С точки зрения менеджера, кампания такого кандидата по всем признакам будет кампанией кандидата от партии, который баллотируется по мажоритарной системе.

 

Таблица 2.1

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы с точки зрения работы менеджера кампании

 

мажоритарная система

пропорциональная система

выдвижение от партии

самовыдвижение

менеджер в округе

менеджер в отдельной АТЕ[1]

стратегия и тактика кампании

Концепция разрабатывается на общенациональном уровне. Лозунги, основные тезисы, дизайн агитационной полиграфии и т.п. будут одинаковыми на всей территории страны. Для округа может быть отдельно разработана концепция агитационной кампании (виды мероприятий, текстовое наполнение раздаточной полиграфии, медиа-план и т.п.).

Определяется менеджером совместно с консультантом кампании (при наличии) и штабом, исходя из особенностей округа и характеристик кандидата. Преимуществом является возможность оперативно корректировать тактику в ходе кампании.

Полностью разрабатывается на общенациональном уровне. Вы должны изучить доведенную до Вас концепцию и  к началу кампании выяснить у разработчиков непонятные Вам аспекты.

Полностью разрабатывается на общенациональном уровне. Вы должны изучить концепцию и  к началу кампании выяснить непонятные вам аспекты. Разъяснения по этому поводу, скорее всего, будет давать ваш непосредственный руководитель. Соответственно, они в значительной мере будут отображать его субъективное восприятие стратегии.

учет особенностей электората

За основу кампании обычно берется концепция, разработанная партией на национальном уровне. Четких методик относительно «привязки» этой концепции к местности  партия окружным менеджерам, как правило, не предоставляет. Решение относительно целесообразности и методов этой работы, как правило, принимается руководством местной организации партии. Если решение будет положительным, Вы создадите основу для более успешной кампании. Если решение будет отрицательным – станете применять  инструментарий, рассчитанный на «среднего» избирателя.

Как правило, стратегия и план кампании составляются именно исходя из особенностей избирателей округа. Менеджер самостоятельно (если он одновременно выполняет функции консультанта) или совместно с консультантом кампании имеет возможность учесть в стратегии все значимые характеристики избирателей (возраст, социальный статус и т.п.). Это сделать тем легче, чем меньше численность избирателей в округе.

Концепция, разработанная на общенациональном уровне, как правило, рассчитана на «среднего» избирателя или «средних» представителей отдельных сегментов (например, сельское и городское население). Некоторые партии анализируют округа до начала работы над стратегией. Соответственно, в конечном продукте эти особенности отражаются (более или менее удачно). В лучшем случае региональный штаб может принять решение создать дополнительный агитационный материал, ориентированный на избирателей данного региона или даже отдельных населенных пунктов. 

Как правило, работу по адаптации стратегии менеджеру приходится выполнять самостоятельно. Вам нужно будет адаптировать предоставленный план и концепцию кампании с учетом характеристик избирателей конкретной АТЕ (насколько это возможно). В частности, следует определить, на каких территориях сосредоточено большинство активных избирателей и потенциальных сторонников партии, чтобы при недостатке времени и ресурсов сосредоточить их именно на этих территориях.

Клиент

Фактическим заказчиком услуг менеджера выступает партия (на местных выборах – ее местная организация). До проведения переговоров с представителем партии используйте надежные источники информации, чтобы узнать о полномочии этого лица. Иначе вы рискуете, например, возглавить параллельную кампанию, и легитимное руководство партийной организации будет конфликтовать с Вами и/или втянет Вас в судебный процесс. В лучшем случае во время проведения кампании Вам придется конкурировать за полномочия.

Физическое лицо – кандидат. Даже если кандидат очень занятой и уважительный человек, убедите его в необходимости лично обсудить с вами Ваши полномочия и основные задачи, высказать дополнительные пожелания. Обсуждая эту тему через делегированных кандидатом посредников, Вы рискуете остаться без оплаты. Велика также вероятность того, что «в пересказе» Вы не узнаете о некоторых делегированных вам полномочиях и из-за этого провалите кампанию. 

Менеджеров округа, как правило, нанимает партия в лице аппарата республиканской организации. Порядок проведения переговоров с претендентами на должность менеджера у каждой партии свой. Но еще раз повторяю: прежде чем что-то обсуждать с представителем аппарата партии, убедитесь, что он получил соответствующие полномочия от руководства.

На соответствующие должности менеджеров нанимает местная организация партии (как правило, областная) или окружной избирательный штаб. В отдельных партиях менеджеров данного уровня нанимает аппарат республиканской организации.

статус менеджера

Наемный работник с ограниченными полномочиями. Самостоятельно принимает решение лишь по организационным вопросам (распределение работы между персоналом, проведение переговоров с контрагентами и т.п.). Решение по принципиальным вопросам (стратегия и тактика, содержание агитации и т.п.) будет принимать партия, местная ячейка может корректировать их с учетом электоральных особенностей округа.

Наемный работник с широкими полномочиями. Мнение менеджера по всем вопросам проведения кампании имеет большое значение. Сторона кандидата самостоятельно контролирует в основном сферу материально-технического обеспечения.

Наемный работник, который совершенно несамостоятелен в принятии принципиальных решений. Самостоятельно принимает исключительно организационные решения (распределение работы между персоналом и т.п.). Решения по всем остальным вопросам будет принимать партия. Как правило, центральный аппарат партии не только определяет стратегию, но и заказывает изготовление агитационных материалов.

Наемный работник, который является только промежуточным руководителем. Его главная функция – подбирать персонал, распределять доведенные сверху задачи и контролировать их выполнение.

Подчинение

Как правило, менеджер подчиняется руководителю штаба (или ячейки) партии соответствующего уровня. Так, если Вы возглавите кампанию по выборам в городской совет, это будет глава регионального штаба или руководитель городской организации партии. При отсутствии партийной ячейки в этом городе менеджер будет подчинен главе ячейки или штаба высшего уровня (например, областной организации).

Как правило, менеджер подчиняется непосредственно кандидату или его ближайшему соратнику.

Как правило, менеджер подчиняется главе региональной организации партии или руководителю регионального избирательного штаба, если таковой создан.

Менеджер может быть подчинен как окружному менеджеру, так и (при отсутствии окружного менеджера) непосредственно руководству областной организации партии (областного штаба).

взаимодействие с консультантами

Если для работы в Вашем одномандатном округе (или нескольких округах региона) будет нанят консультант, он проведет с Вами, по крайней мере, одну встречу и осветит принципиальные аспекты кампании. Но часто партии ограничиваются приглашением группы консультантов (как правило, штатных консультантов партии), которые предлагают общие разработки национального масштаба. Эти консультанты не будут проводить встречи с менеджером. Интерпретацию их разработок предоставит Вам лицо (или структура), которому Вы подчинены как менеджер кампании.

Обычно менеджер одновременно является и консультантом, то есть не только реализует определенные стратегические программы, но и сам их разрабатывает, а также согласовывает с кандидатом. Если же кандидат нанимает еще и консультанта, менеджер постоянно сотрудничает с ним, вырабатывая решение по текущим вопросам, корректируя план кампании и т.п.

Для работы в многомандатных округах партии нередко приглашают отдельного консультанта (чаще всего этот консультант работает одновременно в нескольких округах региона). Обычно такие консультанты взаимодействуют непосредственно с окружными менеджерами. При отсутствии окружных консультантов менеджерам в округах предлагают обращаться к консультантам республиканского штаба, которые, к сожалению, не всегда хорошо знакомы со спецификой конкретного округа.

Все разработки и требования консультантов менеджеру доведут через его непосредственных руководителей. Интерпретацию концепций менеджеру также предоставляют они. Встречи с консультантами менеджеру, как правило, не устраивают.

численность и профессиональный уровень членов штаба

Формально численность штаба будет достаточной. В штаб будет зачислены руководители и активные члены местной ячейки партии.  Уровень их подготовки, как правило, средний. Они имеют определенный опыт партийной работы, реже – опыт работы на выборах. При этом существует значительная вероятность того, что все оплачиваемые должности будут заняты не очень профессиональными лицами, которые имеют особые отношения с руководством соответствующих ячеек партии. Волонтеры, которые работают без оплаты, не подходят для выполнения сложных задач. Мотивация большинства членов штаба низкая. Высока лишь мотивация кандидата и его ближайших сторонников, которые в случае победы рассчитывают на определенные бенефиты.

Кандидат делегирует из своего окружения в состав штаба необходимое количество любителей. Опыта работы в кампании эти люди могут вообще не иметь. При этом они обычно связаны с кандидатом деловыми или личными отношениями. Благодаря этому работают более-менее добросовестно. Мотивация подавляющего большинства членов штаба высокая. Найм технических работников (промоутеров, дизайнеров полиграфии и т.п.) кандидат может поручить менеджеру.

Штаб будет неоправданно большой по численности. Структуру определяют отношения в партии в целом и в региональной организации в частности. Чем сложнее эти отношения (например, есть несколько лидеров), тем менее рациональной и управляемой будет структура штаба. Профессиональный уровень части персонала может быть достаточным. На оплачиваемые должности назначают, как правило, не опытных, а преданных лидерам людей. Мотивация большинства членов штаба средняя. Высока лишь мотивация кандидатов и их ближайших сторонников, которые в случае победы рассчитывают на определенные бенефиты.

Численность штаба (даже формальная), как правило, недостаточна. Уровень подготовки довольно низкий. Много технической работы  менеджеру придется выполнять самостоятельно (проводить агитацию, вести встречи с избирателями и т.п.). Мотивация членов штаба очень низкая, даже оплата работы в кампании ее существенно не повышает.

объем работы

Зависит от масштабов округа. Объем работы менеджера прогнозируем, определяется планом кампании. К этому времени нужно прибавить определенное количество часов (в зависимости от организационной культуры партии): чем больше неорганизованность, тем чаще менеджеру придется работать сверхурочно.

Зависит от масштабов округа. Объем работы менеджера прогнозируем, и определяется планом кампании. Как правило, менеджер распределяет время самостоятельно. Продолжительность работы в последний месяц кампании может составлять 12 часов в сутки без выходных.

К началу кампании может быть не определен. Обычной практикой в этом формате является перекладывание на менеджера дополнительной работы, которая до начала кампании не обсуждалась.

К началу кампании может быть определен лишь приблизительно. На менеджера в ходе кампании могут быть возложены дополнительные функции. Планы штаба высшего уровня могут дополняться и доводиться менеджеру в последний момент. Из-за этого объем работы менеджера будет увеличиваться.

график работы

Менеджер составляет самостоятельно и согласовывает его с главой соответствующей организации партии и кандидатом.

Менеджер определяет самостоятельно по согласованию с ключевыми специалистами и кандидатом.

Определяется коллегиально окружным штабом и/или региональной организацией партии при участии менеджера кампании.

Составляется менеджером кампании. До утверждения несколько  раз подвергается исправлениям и согласованиям (в штабах и других структурах партии).



[1] Менеджер руководит кампанией в отдельной административно-территориальной единице (городе, районе и т.п.), которая является частью избирательного округа.

 

 


<<назад

Сайт работает на BCMS при поддержке https://studiobrand.net