Центр политической информации «ДАТА»




ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ ПАРТИЕЙ В МНОГОМАНДАТНОМ ОКРУГЕ И/ИЛИ В НЕСКОЛЬКИХ ОДНОМАНДАТНЫХ ОКРУГАХ

Статус менеджера предвыборной кампании может быть двух уровней (рис. 2.1). Вы фактически возглавляете штаб республиканского уровня (формально его председателем может быть другой человек) или являетесь менеджером более низкого уровня – окружного или территориального, т.е. в административно-территориальной единице, которая является частью избирательного округа, а не самостоятельным округом. Для определения статуса и функций менеджера это различие большого значения не имеет.

 

Верхний уровень – менеджер, который возглавляет республиканскую кампанию. Стратегию и тактику кампании обязательно определяют при Вашем непосредственном участии. Вы в процессе работы можете видеть, с чем Вам придется иметь дело, и вносить коррективы. 

 

Рис. 2.1. Выдвижение кандидатов партией. Система взаимоотношений между ключевыми участниками предвыборной кампании.

 

В этом есть безусловное преимущество. Вы опираетесь на все разработки аналитиков относительно особенностей округа, характеристик избирателей разных территорий. Ваше мнение учитывается при рассмотрении вопроса о том, нужно ли проводить кампанию общими методами на всех территориях или разрабатывать особые агитационные материалы, особые приемы работы для отдельных территорий, округов. Я не сталкивалась с тем, что бы в республиканской кампании учитывались особенности сел и поселков, хотя в некоторых учебных пособиях можно встретить и такие рекомендации.

 

Кто в данном случае является клиентом? Политическая партия, спонсор партии или отдельные центры партии. В этом может быть загвоздка. Более подробно об этом говорится в сравнительной таблице ниже. Подчеркну следующее. Если вас нанимает партия, проверьте полномочия тех людей, которые Вас приглашают, дабы не оказалось, что Вы возглавили параллельный штаб.

 

Мы также сталкивались с тем, что спонсор предвыборной кампании приглашает дополнительного консультанта, своего менеджера, создает параллельный штаб. Спонсор считает, что он усиливает кампанию, а на самом деле он ее ослабляет.

 

Чтобы Вы не оказались заложником этой ситуации, проверьте полномочия тех людей, которые Вас приглашают. Это сделать довольно сложно, поскольку Вы имеете дело не с коммерческой фирмой (данные о ее учредителях и руководителях можно получить из надежных источников). Используйте свои дружеские и деловые связи из окружения лидера партии или тех людей, которые Вас нанимают, для того чтобы Вас ввели в курс дела относительно состава и полномочий руководства партии. Используйте также данные органов юстиции.

 

Все это справедливо в тех случаях, когда Вы приглашенный менеджер. Если же Вы являетесь членом партии и работаете в аппарате, конечно, этот вопрос совершенно неактуален. В таком случае Вы знаете все «подводные течения», и Вам не нужно выяснять полномочия заказчика.

 

Статус менеджера зависит от особенностей партии, но, как правило, удается возглавить кампанию, сосредоточить все рычаги управления в своих руках, чтобы кампания шла под Вашим руководством, Вы контролировали ее ход и могли избежать неприятных неожиданностей хотя бы изнутри.

 

Скорее всего, Вы будете подчиняться лидеру партии, но возможны и другие варианты. Вашим начальником может быть официальный руководитель штаба, при котором вы «состоите менеджером» и на самом деле управляете кампанией, а он является официальным лицом, спикером партии. Это не столь важно и больших рисков не несет. Главное, чтобы Вы четко понимали статус этого человека, а он – Ваш статус, и Вы с ним координировали действия.

 

Взаимодействие с консультантами. Конечно, самый здоровый путь таков: и Вы, и группа консультантов работаете в аппарате партии. Это снимает риск неопределенности.

 

На схеме стоят знаки вопроса возле элементов «спонсор партии» и «политические консультанты партии». Этих элементов может и не быть. Спонсор чаще всего есть, потому что в украинской действительности отсутствуют партии, существующие исключительно на взносы. Партии кто-то финансирует, рассчитывая на определенные бенефиты. А вот с политическими консультантами дело обстоит сложнее. Их квалификация не всегда достаточна.

 

Если Вы приглашенный специалист, а консультанты – приглашенные специалисты из другой структуры или независимые политические консультанты, следует выстроить здоровые отношения вначале кампании, иначе потом она будет «пробуксовывать».

 

Численность и профессиональный уровень членов штаба в этом случае зависит от особенностей партии, от аппарата, от точки зрения, подходов лидеров партии, членов политсовета. Остается только пожелать Вам вежливо проявить твердость.

 

Объем работы Вы будете знать с самого начала. При этом партия может выдвинуть кандидатов еще в каких-то округах или на выборах других уровней (если они проходят одновременно). Это прибавит Вам работы. Если Вы независимый консультант, обсудите такую возможность вначале кампании.

 

График работы Вы составляете совместно с ключевыми специалистами штаба. В этом смысле больших неожиданностей быть не должно, кроме тех сюрпризов, о которых я упомянула выше. Заранее определяйте алгоритм поведения в каждой ситуации для снятия рисков.

 

Следующий уровень – окружной или территориальный менеджер. Если Вас приглашают на эту должность, у Вас меньше ответственность и объем работы, полномочий тоже меньше.

 

Стратегию и тактику для Вас определяет республиканский штаб. Особенности избирателей, проживающих на соответствующей территории, Вы учитываете постольку, поскольку это предусмотрено стратегией.

 

Конечно, Вы можете проявить инициативу и подать обоснованные предложения. Вы указываете, что электорат на данной территории имеет существенные особенности, «средний» агитационный материал не подходит, необходимо корректировать его содержание.

 

Вы можете и не делать этого, поскольку Вас нанимают как менеджера второго уровня. Безусловно, с Вас спросят за результат, но при этом, если Вам спущена стратегия и тактика, выполняйте указания, которые Вам дают.

 

Вас нанимает штаб высшего уровня. Формируется четкая иерархия. Вам объяснят систему подчинения, представят тому человеку, с которым Вы должны решать все ключевые вопросы. Здесь все просто и прозрачно. Статус менеджера тоже определен. Это менеджер в структуре, в системе штабов.

 

Взаимодействовать с консультантами напрямую Вы, скорее всего, не будете, разве что в этой кампании для каждого округа пригласят отдельного консультанта. Честно говоря, в подобных структурах я с таким не сталкивалась.

 

Численность и профессиональный уровень штаба тоже будет зависеть от решения сверху. Скорее всего, этих людей наймут на республиканском уровне. Отстаивайте свое право хотя бы побеседовать с претендентами на должности, чтобы понять, чего от них ждать. Ожидания республиканского штаба могут быть одними (этих людей там презентуют соответствующим образом). Когда выясниться, что они не столь опытны и эффективны в командной работе, это создаст проблемы именно Вам.

 

Объем работы. Если на республиканском уровне правильно составлен план-график, то и объем Вашей работы будет понятен вначале кампании. Дополнительными будут только антикризисные мероприятия, шаги, связанные с действиями конкурентов, новые задания в связи с изменением стратегии (если что-то пойдет не так). При отсутствии четкой вертикали, качественного плана на республиканском уровне Вы будете получать каждый день новые распоряжения, что создаст для Вас риски.

 

Это касается и графика работы. В лучшем случае он будет утвержден на уровне центрального штаба в форме полного перечня мероприятий, разработанного на основе стратегии. Вы будете составлять на его основе ежедневные графики работы для своих подчиненных. При отсутствии качественного графика Вы, например, с утра будете узнавать о том, что в ваш округ едет лидер партии. Я, конечно, утрирую, но и это не исключено.

 

 


<<назад

Сайт работает на BCMS при поддержке https://studiobrand.net