Центр политической информации "Дата"
WWW.DA-TA.COM.UA
   «»
СТАТУС МЕНЕДЖЕРА ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАКАЗЧИКУ

Откуда берутся менеджеры кампаний в предвыборных штабах? К сожалению, отечественный рынок политического консалтинга не настолько велик, широк и развит, чтобы каждая предвыборная кампания уровня поселкового головы получила квалифицированного менеджера, который прошел качественную подготовку у знающего специалиста или обучился сам. Таковы особенности отечественного рынка. Рассмотрим реальные пути поиска менеджеров, руководителей предвыборных кампаний на отечественном рынке.

 

Первая возможность. На момент назначения выборов менеджер работает в центральном аппарате партии или в органе управления ее местной организации. Каковы преимущества и недостатки такой ситуации? Я бы выделила три положительных фактора.

 

Во-первых, этот человек владеет информацией, материалом. Ему не нужно долго входить в курс дела. Он представляет себе потенциал партии во всех смыслах (в человеческом, организационном, финансовом и т.п.). У него есть информация о лидерах политической силы, об их способностях, биографиях, о том, кто может стать спикером кампании и т.п.

 

Во-вторых, в партии, вероятно, есть команда профессионалов более или менее высокого уровня: спичрайтеры, копирайтеры, дизайнеры полиграфии, администраторы сайтов, PR-менеджеры, пресс-секретари, SMM-специалисты и т.п. При всем уважении, я далека от мысли, что каждая партия, даже крупная, располагает полным штатом необходимого персонала, который достаточно хорошо подготовлен. При этом отдельные специалисты, безусловно, есть, их искать не придется. Кроме того, они тоже владеют информацией о состоянии дел в партии.

 

В-третьих, партия располагает более-менее существенной материально-технической базой. Как правило, у нее есть офисы, хотя бы простейшая оргтехника. На это Вам отвлекаться не придется.

 

Отрицательный фактор: сложно выстраивать отношения. Если даже Вы являетесь сотрудником центрального аппарата партии, над Вами есть хотя бы один начальник, который воспринимает Вас как подчиненного. От его отношения будет зависеть система работы штаба, иерархия.

 

Если он поймет, что Вы в роли менеджера кампании должны стать единственным человеком, который отдает распоряжения, и все вопросы нужно решать коллегиально, недопустимо «через вашу голову» давать какие-то распоряжения персоналу, тем более, распоряжения по важнейшим вопросам, то все будет нормально. Если же он, в обход Вас, намеренно или по привычке, будет вмешиваться в планирование и управление предвыборной кампанией, то результат будет хуже, чем мог бы быть.

 

Еще один отрицательный фактор – финансовый. Таким менеджерам (назовем их «внутренние») платят меньше, чем приглашенным. Вы должны учитывать этот риск, если считаете его риском.

 

Вторая возможность. На момент назначения выборов менеджер является политическим консультантом кандидата. Как правило, это характерно для депутатов, баллотирующихся путем самовыдвижения в мажоритарных округах на выборах различных уровней. В данном случае для определения отношений консультанта и будущего кандидата уровень выборов роли не играет.

 

Это довольно конструктивные отношения, если Ваш заказчик (наниматель) относится к Вам как к политическому консультанту, а не как к секретарю или камердинеру. Если на сегодняшний день к Вашим советам прислушиваются, им следуют, так будет происходить и в период предвыборной кампании.

 

Естественно, Вам придется организовать работу практически с нуля, если Вы единственный специалист, и у кандидата нет команды. Вам придется создать материально-техническую базу (это, скорее, вопрос к кандидату – заказчику услуги) и набрать команду, поэтому заводите полезные знакомства заранее или сразу планируйте отдать часть функций на аутсорсинг (например, фирме, которая занимается политическим консультированием).

 

Еще раз повторю, что второй вариант отношений достаточно здоровый. При правильном подходе обеих сторон серьезных проблем быть не должно.

 

Третья возможность. На момент назначения выборов менеджер принадлежит к окружению кандидата, но ранее не работал с ним в качестве политического консультанта, менеджера предвыборных кампаний. Я бы назвала этот вариант самым нездоровым.

 

Что я имею в виду? Он не предполагает, что Вы являетесь независимым консультантом, и Вас кандидату кто-то порекомендовал. Речь идет о том, что вы работаете, например, в холдинге на должности PR-менеджера, с будущим кандидатом непосредственно не контактируете. Между вами есть еще несколько ступеней иерархии. В какой-то момент Вас приглашает руководство и говорит: «Мы знаем, что ты проводил предвыборные кампании или имеешь какое-то отношение к политизированной общественной организации, которая этим занимается. Возьми на себя эти функции в кампании нашего босса».

 

Если у Вас недостаточно опыта в проведении политических кампаний (и даже тогда, когда он велик), Вами будут управлять как подчиненным. Мне неизвестны примеры, когда при такой конфигурации менеджеру удавалось взять в свои руки все рычаги управления, убедить кандидата следовать рекомендациям и прислушиваться к советам.

 

Если кандидат выиграет выборы, Ваши заслуги будут приуменьшены. В случае поражения кандидата Ваши промахи преувеличат. Это отразится и на Вашем эмоциональном состоянии, и на оплате услуг. Решать, конечно, Вам. Но даже будучи специалистом в сфере политического консалтинга, если Вы освоили эту работу самостоятельно и имеете опыт, квалификацию, лучше не беритесь за этот заказ. Еще раз скажу, что это мой совет, таково мое субъективное мнение. Я вижу здесь преимущественно отрицательные стороны и не рекомендую Вам брать такие заказы.

 

Четвертая возможность. Менеджер является сотрудником фирмы, которая занимается политическим консультированием и взяла заказ на сопровождение предвыборной кампании партии (кандидата). Эта система отношений здоровая. Если Вы – наемный работник консалтинговой фирмы, все инструкции Вы получите у своего работодателя. Если Вы управляющий и «играющий в поле» партнер, то Вы разработаете план действий вместе со своими коллегами.

 

Будучи наемным работником, дополнительно обратите внимание своего руководителя на то, чтобы он обеспечил Вам «свободный доступ» к лицу, принимающему решения со стороны заказчика, и убедил заказчика не совершать в рамках предвыборной кампании действия, не поставив Вас в известность, не посоветовавшись с Вами как с менеджером.

 

Наверняка будет заключен договор, который, в том числе, определяет функции менеджера. Этот вопрос снимается сам собой. Здесь есть единственный «подводный камень». Если компания, которая взяла заказ, не является коммерческой фирмой, а имеет статус общественной организации, то отношения выстроить немного сложнее.

 

Коммерческая фирма подписывает полноценный договор, определяя обязанности сторон, в т.ч. обязательства по графику платежей, по оценке качества услуг. Когда одной стороной выступает общественная организация, то отношения строятся на уровне джентльменских соглашений. Нужно обязательно обсудить все функции, лучше зафиксировать договоренности письменно. Очевидно, что силу договора они иметь не будут, и Вы не пойдете в суд с этим документом, но Вы с заказчиком будете одинаково понимать, о каких услугах идет речь.

 

Пятая возможность. Менеджер является независимым приглашенным специалистом. Это здоровые отношения при условии, что создается жизнеспособная структура. Нам приходилось сталкиваться со следующим подходом. Заказчик приглашает нескольких независимых политических консультантов, фактически создавая параллельные предвыборные штабы, которые конкурируют друг с другом. Ситуация нездоровая. Ничего хорошего из этого не получится.

 

Есть еще один вариант: во главе кампании заказчик ставит кого-то из своего окружения (человека, не имеющего опыта политического консультирования, управления предвыборными кампаниями), а независимого приглашенного специалиста делает его заместителем, причем с неопределенными функциями. Иными словами, непонятно, кто принимает решения, кто отдает распоряжения, кому подчиняется основной персонал, и кто несет ответственность за результат.

 

Это путь в никуда. Не соглашайтесь на такой вариант. Начинайте работать только в том случае, если Вам дают все необходимые полномочия, и Вы можете сосредоточить в своих руках все рычаги управления предвыборной кампанией.

 

При этом можно и нужно использовать людские ресурсы кандидата. Более того, я Вам рекомендую непременно передать бухгалтерам, финансистам кандидата все функции, связанные с движением средств, чтобы Вы не подписывали платежные поручения. При этом принципы формирования предвыборного фонда, источники, статьи расходования средств, конечно, контролируете Вы, а заполняет платежные поручения, проводит платежи, посещает отделение банка, забирает и подшивает документы сотрудник, которому доверяет заказчик. Такой сотрудник имеет специальное образование, навыки и компетенции.

 

Эта рекомендация актуальна и в отношении службы безопасности заказчика, пресс-секретаря, PR-менеджера. Если такие специалисты в фирме заказчика есть, безусловно, их нужно привлекать. Они, как и в случае с партией, знают все о кандидате, о его бизнесе. Они знают, как написать выступление для того чтобы оно хорошо звучало из уст кандидата. Существует также множество других мелких, но важных аспектов. Если есть люди, которые с ними знакомы, стоит воспользоваться их услугами, пригласить в штаб.

 

Еще раз обращаю Ваше внимание на ключевой аспект – организационный залог успеха таков: руководить предвыборной кампанией должны только Вы. Не обижайтесь, если кандидат «приставит» к Вам своего человека, который будет слушать, наблюдать за Вашей деятельностью и докладывать заказчику. Это нормально.

 

Вы – независимый консультант, с которым как с частным предпринимателем или, как правило, с физлицом, заключили трудовое или джентльменское соглашение. Вам доверяют проведение кампании. Даже при наличии у Вас хороших рекомендаций кандидат все равно может сомневаться.

 

Человек, который «приставлен» к Вам, должен просто наблюдать и докладывать, а не вмешиваться в ход предвыборной кампании. Если кандидата что-то не устраивает, все вопросы он обсуждает с Вами. Вы совместно принимаете решение, и затем вниз по иерархической лестнице передаете все распоряжения и пояснения.

 

Александра Христофорова

директор "ДАТА-КОНСАЛТ"

 

перейти к содержанию блога

 

скачать книгу "Анатомия предвыборной кампании" (бесплатно)

 


<<назад
Центр политической информации "Дата"
info@da-ta.com.ua
WWW.DA-TA.COM.UA